Сказ о том как Казанчеги на море Баренца ходили
ПРЕДИСЛОВИЕ
Вот и закончилась наша «экстремальная» экспедиция «Белый Ветер на Краю Света». Пятнадцать дней, которые мы смогли выделить из своего плотного графика жизни, для кого-то стали переломным этапом в жизни, для кого-то были наполнены экстримом, но никто не остался без определенной дозы впечатлений, которые преподнесла нам суровая и величественная природа Заполярья.
«Экстремальная» - конечно можно сказать: какая же это экстремальная экспедиция? Для бывалых туристов да, - никакая не экстремальная. Но для людей, которые дальше своего порога загородного дома не ступали, и «поход» для них это воскресная поездка на шашлыки; - это экстрим. Их «вырвали» из привычного образа жизни, «заставили» сменить комфортную июльскую температуру +30° на + 9°С днем и +3°С в ночь, которую ночью то назвать трудно – «время суток», на дождь с ветром и ледяной ветер. Кто вырвал и кто заставил? Жажда приключений, которая еще живет в некоторых представителях нашего молодого поколения. Не все подряд «больны» «ТУР(рецкими)поездками» в Стамбул и Анталию.
И кто из Вас раньше задумывался о том, что такое Край Света? Где он находится и почему, во время развития цифровых технологий, науки и техники, мы до сих пор употребляем подобные эпитеты? Почему огромное число людей на нашей планете пытаются отыскать и добраться именно до Края…?
Если мы сможем ответить на эти вопросы, то сразу появляется следующий: а что находится за краем? Ведь не может же там не быть НИЧЕГО… Одно слово НИЧТО уже несет в себе абсолютное отсутствие позитива, радости и стремления… И если рассуждать прагматично, то получается, что люди стремятся увидеть конец своих стремлений (простите за тавтологию)… Согласитесь – это никак не похоже на Вас лично и на людей из Вашего окружения, (раз уж вы попали на этот сайт и читаете этот материал). Тогда, получается, рождается парадокс. Конфликт здравого смысла и человеческого желания. Иначе как объяснить, почему люди из комфортных условий существования, побросав все насущные дела, нагрузив рюкзаки бегут, едут, плывут и, в конце концов, ползут в холод и сырость, чтобы лично увидеть небо или край земли… Вот тут меня и осенило, что ответ кроется в самом вопросе: ЛИЧНО увидеть НЕБО или КРАЙ ЗЕМЛИ…
Точно! И даже, вроде, все логично J
Тогда мой мозг подсовывает мне следующий вопрос: а зачем??? Какой смысл истязать свой любимый организм и лезть в грязь, переплывать реки, рисковать жизнью?
Кому то еще хочется проверить себя на морозоустойчивость, и искупаться в суровом Северном Ледовитом океане, на самой крайней северной точке Европейской части России, на мысе Немецкий.
Все удалось! Все получилось! Экстрима было предостаточно: купание в холодной воде Белого и Баренцевого морей. Форсирование реки Титовка (когда в двадцати метрах ниже по течению многометровый водопад). Водружение флага экспедиции на скальном утесе над р. Титовка.
Вначале было слово.
Вернее не слово, а отчет о поездке с романтическим названием «Курорты Северных морей» от К. Болдышева – председателя Казанского Офф - роуд клуба. Прочитав его не раз, примерно ознакомились с тем, что может повстречаться на маршруте. Затем началась тактическая подготовка. Путь не близкий, бензина придется сжечь немало.
Понимание мы встретили в лице генерального директора сети магазинов «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ», которого увлекли своей идеей. До такой степени увлекли, что он сам принял участие в экспедиции, и даже первым прыгнул со скалы в холодную (+5°С) воду Северного Ледовитого океана, показав тем самым пример остальным мужчинам.
За что ему Огромное СПАСИБО!
Итак, финансовые вопросы решены. Началась подготовка к походу. Он был приурочен к двадцатилетию «Белого ветра».
В связи с тем, что маршрут экспедиции и график её движения были составлены на основании оптимистических прогнозов, была вероятна ситуация, что весь запланированный маршрут не будет пройден полностью. Однако, дружный коллектив и правильно поддерживаемый график движения, сделали, казалось бы невозможное: мы посетили почти всё, что запланировали, кроме пунктов, внесённых в маршрут в качестве опций. При этом весь маршрут экспедиции был разбит на несколько частей.
Так как экипажи экспедиции стартовали из разных, весьма разнесённых на местности регионов: из Москвы и Казани, общий сбор был назначен в
г. Медвежьегорск на живописнейшем берегу Онеги.
День первый.
Четырнадцатое июля
Формат поездки был такой: - до Мурманска едут все машины по трассе, затем далее едут только подготовленные машины. Все кто приехал на легковых, пересаживаются на арендованные внедорожники типа «ГАЗ-66» и «УАЗ». В том числе и «Топ» менеджеры «Белого ветра», которые прилетают в Мурманск из Москвы на самолете.
Да, до Рыбачьего, то есть до поселка Б.Озерко можно доехать на легковой, если без фанатизма. Но на самом полуострове - только полный привод, и защита двигателя и узлов от воды и камней.
Это было лирическое отступление, возвращаемся к дневнику экспедиции.
Впереди
Ночевали возле Галичского озера. Погода радует.
День второй.
С утра стартуем в направлении Вытегры. Аттракцион продолжается. Вологодские дороги испытывают наши машины на выживание. Итог: в Вытегру мы приезжаем только к вечеру. Музей уже закрыт. Ночуем на берегу канала. Что бы снять стресс прошедшего дня растапливаем баню: паримся, купаемся. Погода продолжает радовать.
День третий.
Сегодня нам необходимо быть в Медвежьегорске. Встреча с московской группой назначена на 18.00.
Впечатление от посещения музея подводной лодки неизгладимое. Главный вопрос? КАК? Как они могли жить в таком ограниченном пространстве?
Не нести службу, а жить? Одна «шконка» на троих посменно. Душ из крошечной «сикалки» один раз в десять дней? Спать под грохот дизелей при зарядке аккумуляторов? Низкий поклон всем кто служил в подводном военно-морском флоте!
Итак встреча произошла. Ищем место для стоянки. В поисках «приличных» стоянок принимают участие только «вседорожники», легковушки оставлялись под охрану где – ни будь в населенном пункте. К хорошей стоянке не на всякой машине проедешь. Погода испортилась: льет дождь
День четвертый.
Стартуем в хорошем настроении. После Медвежьегорска ремонт дороги так что нас ждет полная ж…. Но тем не менее настрой боевой. На трассе восемь машин с разными ходовыми характеристиками идут колонной, и это немного напрягает. И участников при обгоне «длинномеров» и тех, кто нас пытается обогнать. Нам помогают рации. Те кто впереди предупреждают о «встречке», и в какой момент можно идти на обгон. Погода с утра не радовала. К дождю добавился ветер.
Не понятен алгоритм ремонта дорог в Карелии. То вдруг
Наш путь лежит в «Кемску волость» - городок с названием Кемь и Рабочеостровск. На завтра запланирована поездка на «Соловки». Испытываем все преимущества мобильного интернета в дороге. Находим телефон гостиницы «Причал» в Рабочеостровске. Звоним. Мест нет. Льет дождь. Ночевать под открытым небом на берегу Белого моря не вдохновляет.
Находим телефон ещё одной гостиницы в Кеми. Бронируем места. Очень своевременно. Гостиница конечно так себе, но в тот момент она была очень кстати.
День пятый:
С утра густой туман на Белом море. Ничего не видно. Сыро. К полудню распогодилось. Светит солнце. Хорошо!
Впечатления от посещения Соловецких островов очень двойственны. Да, все очень сурово, красиво, величественно. НО…. На костях людей «делаются» деньги. За посещение крохотной экспозиции «Подземные Соловки» состоящей из нескольких экспонатов требуют плату – 100 р. с человека. Дальше - больше. И так за каждую комнату. Посещение ботанического сада 280 р. За фотографирование отдельная плата.
У нас посещение Раифского монастыря совершенно бесплатно, хотя и в храмах фотографирование запрещено однозначно.
Заночевали на берегу реки возле г. Кемь.
День шестой:
Стартуем в сторону Кандалакши. В планах доехать до мыса «Корабль».
Ремонт М18 с постоянными пробками, внес свои коррективы в наши планы, которым не суждено было сбыться. Вечерело, необходимо искать место для лагеря. Льет дождь, резкий порывистый ветер. Вот в таких условиях мы пересекли Полярный круг.
Фотографируемся на память возле стелы. Перед поворотом на Кандалакшу проскочили едва заметный съезд с дороги вблизи озера. Тормозим всю колонну на ближайшем паркинге. Едем на разведку. Место для стоянки приличное, в лесу возле озера. Но проехать можно только на внедорожниках. Оживает рация: народ беспокоится. В итоге выбор места пришелся на полянку в лесу, где нет ветра, и от дождя закрывают кроны сосен. Три машины ночевали возле съезда с шоссе. Сушняка полно. Разводим костер. Два больших баннера и тент закрывают нас от неприятностей погоды. Начинаются «приятности» и вкусный ужин. Мыс «Корабль» оставлен на обратную дорогу.
Следующая "часть программы": полуостров Рыбачий - само по себе место невероятное и завораживающее своей природой и энергетикой! Именно там мы и достигли самого края земли - Северный Ледовитый океан в самой северной точке европейской части России. А кроме этого в программе посещения самого края земли была закладка в своём роде уникального тайника (капсулы) с пожеланиями потомкам и большим желанием вернуться сюда на 25-и летие «Белого ветра». Уникальность его состояла не в размерах или мощи, а именно в географическом положении: это самая северная точка! А заодно, мы посетили на Рыбачьем самые увлекательные и замечательные места этого потрясающего региона.
Небольшой отступление найденное на просторах интернета:
Полуо́стров Рыба́чий
(с.-саамск. Giehkirnjárga, фин. Kalastajasaarento, норв. Fiskerhalvøya) — полуостров на севере Кольского полуострова. Административно входит в Печенгский район Мурманской области. Омывается Баренцевым морем и Мотовским заливом. Представляет собой плато, круто обрывающееся к морю. Плато сложено глинистыми сланцами, песчаниками и известняками. Наивысшая точка — гора Эйна,
История
Издревле в прибрежных водах Рыбачьего поморы ловили рыбу. В XVII веке здесь находилось 16 рыбацких становищ со 109 промысловыми избами. С XVI века уже упоминается и название Рыбачий полуостров. Голландский путешественник Гюйен ван Линсхотен (англ.), участник экспедиции 1594 года, упоминает что видел «землю Кегот, называемую Рыбачьим полуостровом». Стивен Бэрроу (англ.) 23 июня 1576 года после путешествия к северным берегам России на допросе утверждает, что был в селении Кигор, а в своих дневниках за 1555 год упоминает Кегорский мыс (ныне Немецкий). На этом месте находился оживленный торг, через который шла торговля Русского государства с Европой. В 1826 году при проведении границы между Российской Империей и Норвегией полуостров был отнесен к России, несмотря на то, что на полуострове проживали норвежские поселенцы. В начале XX века на полуострове насчитывалось 9 колоний норвежцев и финнов, в которых проживали 500 человек. После обретения независимости Финляндией западная часть полуострова была уступлена финнам, которая была передана Советскому Союзу после советско-финской войны. Во время Великой Отечественной войны на полуострове и прибрежных водах проходили ожесточённые бои между советскими и немецкими войсками. В Мурманске в честь бойцов оборонявших стратегический полуостров названа улица. После окончания войны полуостров был сильно милитаризован, так как находился в непосредственной близости от страны — члена НАТО Норвегии. В настоящее время большинство военных гарнизонов закрыты, и только недавно территория Рыбачьего стала открыта для посещения.
На полуострове расположены 3 населённых пункта: Зубовка, Цыпнаволок и Вайда-Губа.
Населенные пункты
Бол. Озерко
В посёлке Озерко живут нефтяники (кстати москвичи), там то-ли ищут нефть, толь что то вроде перевалочной базы нефти.
Кемпинг "Озерки" (Тел +7 921 281-42-00) в одноименном поселке на Рыбачем - база на въезде на п-в Рыбачий, мимо не проехать. Размещение в контейнерах-вагончиках. Кровать, шкаф, стул, обогреватель. Умывальник в коридоре, туалет типа "очко" на улице. Цена от 350 за койку, как ее назвали старого образца, до 500 рублей за койку нового образца. Чем отличаются не знаю, т.к. старая показалась нормальной. Есть столовая, как я понял, работает под групповой заказ. Там обогреватели суперские! Греют быстро. И есть баня, в которой полночи есть горячая вода. Для тех мест практически 5* - вид на океанское побережье, свой пляж :)
Вайда-Губа
Посёлок расположен на берегу одноимённой губы Баренцева моря. Находится в
ФОТОСЕССИЯ - ГУБА ВАЙДА
Погранзона
Информация от службы Мурманска, отвечающей за выдачу пропусков: С 2009 года пропуска на полустров отменены! Но только если не планируется выход в открытое море и если вы не иностранец. Необходим паспорт и, если с нами несовершеннолетние, свидетельство о рождении - как обычно. Ничего оформлять никуда ехать не надо, предъявлять по мере необходимости. На Рыбачий пропуск не нужен (если вы резидент РФ), на КПП в Титовке показываете паспорт и «Алга»!
На самом Рыбачем все военные поселения сейчас заброшены.
Мыс Немецкий – самая северная точка Европейской материковой части России. На мысе находится метеостанция и маяк.
Немецкий - довольно распространенное для Севера название. В старину "немцами" называли всех иноземцев. Возможно, на мысу некоторое время жили шведы или датчане. Но опять же есть небольшая историческая "заковырочка".
"Истома, плывя близь берега Мурманскаго, походиль кь огромному мысу, известному тогда подь именемь Мотка, на конце этого мыса, казавшегося полуостровом, стояль тогда замокь Барть, вь которомь короли норвежские содержали ратных людей для защиты границь".
Это выдержка из книги Е. Огородникова, изданной в 1869 году. Здесь автор приводит рассказ Герберштейна о плавании Истомы в 1496 году. Как мы помним, посол царя прошел Мотовским заливом и перетащил свои суда волоком через перешеек между Средним и Рыбачьим. Получается, что он мог видеть крепость как раз там, где сейчас Вайда-Губа. Возможно, что с тех пор мыс и называется Немецким.
Е. Огородников не исключает подобного. Ученый предполагает, что на северо-западной оконечности Рыбачьего была караульная изба, которую путешественники и сочли крепостью. Если это так, то понятно, почему развалины "замка" не дошли до наших времен.
"Вайда" в переводе с финского значит "менять". Исторические источники позволяют предположить, что человек здесь обитал по крайней мере с каменного века.
Известно, что в XVI веке на Петров день (29 июня) на Кегоре велась обширная торговля. На торг прибывали заморские и русские купцы, и в бухте становилось тесно от судов.
На кончике Немецкого мыса стоял маяк Лаассат. В Керванто был построен причал. В нескольких десятках метров в сторону моря от маяка находится "лопарский колодец". Сооружение представляет собой круглое трехметровое. углубление, расширенное книзу. Его стенки выложены плоскими каменными плитами. По мнению норвежских исследователей, примерное время постройки колодца - 1690 год. Аналогичное сооружение есть в Норвегии, возле местечка Беривог. Оно также расположено недалеко от маяка.
В 1939 году в Вайда-Губе была размещена 18-я погранзастава Мурманского пограничного округа. С 1940-го населенный пункт вновь стал советским.
С началом Великой Отечественной войны из Вайда-Губы срочно эвакуируется гражданское население. 23 июня в Мурманск на своих судах уходит колхоз. В Вайда-Губе остаются отдельный пулеметный батальон, погранзастава Озерковского погранотряда, саперная рота и три работника гидрометеостанции.
Война ежедневно заявляет о себе налетами авиации, появлением подводных лодок и катеров. Но фронтальных боев в Вайда-Губе и поблизости не ведется. Несмотря на это, о войне напоминает обширное кладбище.
В шестидесятые годы воины местного гарнизона поставили на кладбище памятный знак в виде звезды. С тех пор местность вокруг так и называется: "у звездочки".
Здесь же высится над обрывом внушительный дот. Скользя по гальке, поднимемся выше него и через 100-
Хорошо сохранился круг, в котором танцевал ритуальные танцы шаман. Рядом жертвенная яма, а пониже, на ровном плато, хорошо видны около 35 могил. Могильник нашел Валинг во время экспедиции в 1995 году. По мнению Эриксена, аналогичное захоронение сохранилось в Норвегии, у поселка Мортекенес.
Следующий памятник находится почти у дороги. Это хорошо сохранившиеся шесть могил, принадлежащих саамам раннего каменного века.
День седьмой:
Сегодня у нас в планах быть в Мурманске, встретить «ТОП»ов, пересесть с «пузотерок» на серьезные машины и «Алга» на Рыбачий.
Кроме подготовленных наших машин в дальнейшей поездке принимают участие два УАЗика на 35 дюймовых колесах (на нашем самом крутом УАЗике 33 дюймовые), ну а уж про свои
.
Вдоль дороги много памятников погибшим воинам. В этих местах проходила линия обороны во время Великой Отечественной войны. В «Долине Смерти» останавливаемся, чтобы почтить память тех, кто сложил свои головы за нашу с вами жизнь.
Четыре года! Представить себе, что в этих местах нужно воевать - почти невозможно. Даже сейчас, летом, очень холодно. В скалах рыли укрытия, нормального окопа здесь не выкопать,(даже столбы электропередач здесь не вкапывают), в лютый холод полярной ночи… Здесь выжить то сложно, а по тебе еще стреляют из пулеметов с ближайшей высотки. Вечная память!
В один самый не подходяший момент, не доезжая двух км до пограничного поста, «Шишига» глохнет, и больше не заводится. Идет дождь, приближается «ночное время суток».
Жутко хочется есть. Принимаем решение отправить разведгруппу на предмет определения места ночлега и разведения костра. Немного полазив по окрестностям находим отличнейшую поляну возле водопада на Титовке.
«Трубим» общий сбор, по рации даем координаты. Медленно подтягивается оставшаяся на шоссе колонна, кроме «Шишиги». Разгрузившись, отправляются назад УАЗики, чтобы привезти членов команды, которые ждут нас в ГАЗоне. Погода вдруг неожиданно улучшилась, дождь прекратился. Ставим лагерь, топим баню и начинаем искать выход из сложившегося положения. Хозяин машины обещает назавтра «поставить Шишигу на колеса». Незаметно начинается новый день, солнце не опускается за горизонт, луны мы ни разу на Кольском не видели.
АВТОР ФОТО И ОПИСАНИЯ: НАИЛЬ ХУЗЯШЕВ.
_
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
- 9239 просмотров
Последние комментарии
11 лет 3 недели назад
11 лет 39 недель назад
11 лет 40 недель назад
11 лет 44 недели назад
11 лет 47 недель назад
12 лет 2 недели назад
12 лет 3 недели назад
12 лет 3 недели назад
12 лет 5 недель назад
12 лет 5 недель назад