Сказ о том как Казанчеги на море Баренца ходили - часть 2
ПОХОД КАЗАНСКИХ ТУРИСТОВ НА КОЛЬСКИЙ ПОЛУОСТРОВ И НА БАРЕНЦЕВО МОРЕ.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ПУТЕШЕСТВИЯ - ТУТ!!!
День восьмой:
«Поставить Шишигу на колеса» не получилось, принимаем решение разделиться на две группы, и посетить п-ов. Рыбачий раздельно.
Первая половина команды отправилась на «Самый север», вторая устроила командные соревнования по туристскому многоборью в лагере, ставшем нам на время домом.
Будучи на Рыбачьем кто-то произнес: «Давайте побыстрее, нас ДОМа ждут». Так же народ занялся рыбалкой, она кстати, здесь платная.
Лицензия стоит 300 руб. на 6 часов рыбалки. Пенсионерам скидка – 100 р.
Поймал ты что-нибудь или нет, никого не интересует. Плати и все. Иначе баснословный штраф за рыбалку в «семужной реке».
ФОТОСЕССИЯ - ГУБА ВАЙДА
Перевал
Останавливаемся перед перевалом через хребет. Здесь оборудовано место, на котором принято остановиться и выпить по
Я думаю что никто, кроме исследователя этих мест М. Орешты лучше не может рассказать про здешние места и перевал.
«Никакими словами не описать его суровую красоту. Летом он поражает голубыми озерами в ладонях темных гор. Зимой - безбрежьем белого одеяния. Осенью "кровоточит" редкими гроздьями рябины, рискнувшей забраться так далеко.
Собственно перевал начинается от Пьяного ручья, бурный поток которого дорога пересекает, едва свернув от реки Титовки. Как вы понимаете, название Пьяный имеет непосредственное отношение к хмельным напиткам, а больше всего к "ворошиловке". Так раньше у военных называли краденый спирт (ворованное "шило").
Дорогу через перевал торили монахи Печенгского монастыря. Была она пешеходно-конной и до тридцатых годов нашего века устраивала людей. А затем на перевал пришли военные, технике которых дорога не соответствовала, и сюда направили 14-й саперный батальон с несколькими тоннами динамита. Солдаты вручную долбили в граните углубления, закладывали в них взрывчатку и взрывали скалы, чтобы сделать дорогу крепче и ровнее.
В 1940 году через перевал прошел первый танк. За ним ехала знаменитая "полуторка". У печально известного авариями поворота под названием "не забудь повернуть" она сорвалась с обрыва в озеро и стала первой в истории техникой, потерпевшей крушение на перевале.
В годы войны перевал был у фашистов. Они выровняли полотно и построили еще одну тыловую дорогу, которая выходит к хребту Муста-Тунтури. Отступая в сорок четвертом, егеря в нескольких местах взорвали скалы. Таким перевал предстал перед бригадой ПВО, передислоцированной на Средний и Рыбачий в шестидесятые годы.
Дорога была жуткая. На самой проходимой технике
В шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые годы все машины, которые шли через перевал со стороны Титовки, неизменно останавливались у ручья, где принято было пропустить по одной за благополучное преодоление препятствия. Так и стал ручей Пьяным. Как вы, возможно, догадались, по ту сторону перевала есть ручей Трезвый, но до него мы еще не доехали.
Помню, как-то мы с весьма высокими областными начальниками перебирались через перевал. Было это в самый расцвет борьбы с пьянством и алкоголизмом. Готовясь в поездку, я долго вертел в руках фляжечку - брать не брать? На всякий случай сунул ее на дно рюкзака. И вот мы в дороге. Комментирую попутчикам; мол, проезжаем Пьяный ручей. У всех ноль эмоций. Погода стоит мерзкая, слякотная. Наш УАЗик поднимается на перевал, и тут на дорогу выползает на четвереньках человек в военной форме. Будучи на трех точках, машет нам испачканной грязью рукой.
Останавливаемся. Высший партийный чин из нашего экипажа говорит мне: "Михаил Григорьевич, пожалуйста, выясни в чем дело".
Подошел я к военному. Вижу, что это подполковник, но в состоянии, которое определяется словами "лыка не вяжет". Твердо стоя на четырех точках, он говорит:
- По-поворачивай.
- ?
- По-поворачивай, я запрещаю.
- Позвольте, да кто вы такой? - отхожу я от неожиданности.
- Я комендант Ры-Рыбачьего. Поворачивай!
В те годы должности коменданта Рыбачьего не существовало. Старшим же военным начальником был командир бригады ПВО, которого я хорошо знал.
- Уползайте с дороги, - говорю подполковнику. - Там в машине начальство, неприятности будут.
- По-поворачивай.
Вижу - пауза затягивается. Мои попутчики с удивлением наблюдают из машины за происходящим. Слышу из-за кустов голоса. Я - туда. На лужайке сидят офицеры. Быстро определяю самого трезвого, объясняю ему ситуацию. Фамилия работника обкома партии действует отрезвляюще. Подполковника дружно уносят в кусты.
Сажусь в машину.
- А что это было? - спрашивают попутчики.
- Наверное, учения.
- Странно, а тот товарищ вроде бы пьяный. Делать нечего, рассказываю о традиции.
- Поверни-ка, сынок, обратно, - говорит работник обкома партии водителю. - Традиции, брат, не нами писаны.
По мере подъема в горы березки становятся все ниже и ниже. В их окружении, справа от дороги, манит голубизной озеро. В годы войны горные егеря имели здесь базу отдыха и госпиталь. Сюда же подходила подвесная канатная дорога от Печенги. По ней немцы доставляли продовольствие и боеприпасы.
Боеприпасов навезли столько, что не успели расстрелять, и в семидесятые годы бичом перевала были именно они. На дороге то и дело появлялись снаряды, бомбы, мины - все это были проделки ребят, которые доставали плохо лежащее "добро" из озер».
Ну так вот: на самой высокой точке перевала из-за скалы выползает «четырнадцатая» с доблестными сотрудниками ГАИ. Представьте наше удивление! Где, где, а вот здесь, встретить гаишника? Вот уж пути Господни неисповедимы. Проехали мимо вполне равнодушно, не заставили «дуть в трубочку». А что? Все возможно! Ведь у нас сзади «Пьяный ручей».
Вода в озерах удивительно прозрачная, но озера мертвые, в них нет рыбы.
Зимой озера промерзают до самого дна, поэтому живности никакой.
С перевала открывается потрясающий вид на море, вдали видны берега Рыбачьего. На берегу залива много рыбаков. Рыбалка в море здесь бесплатная, что привлекает в эти места много народа.
Дорога плавно, именно плавно, (быстро здесь не поездишь), приводит нас в Б.Озерко, где мы поворачиваем налево в сторону мыса Коровий.
А дальше начинается нечто! Дороги - то на Рыбачем, конечно, есть. Если это можно назвать дорогами. В общем, под ветром, дождем едем, иногда почти плывем в сторону Вайда-Губы.
Путь не близок, каменист, и очень влажен. Обилие бродов глубоких и мелких. Ручьи и речки стекающие со склонов собираются на дороге в большие, а иногда огромные лужи с каменистым (крупнобулыжниковым) дном. Выбор траектории, для преодоления очередного препятствия, не всегда очевиден. Навстречу нам проехал «Джимник» на стандартных колесах, что нас очень вдохновило. Раз уж он там проехал, то мы подавно. Первая дорога идет по западному побережью строго на север (по часовой стрелке). Дорога проходима на любом приводе при условии, что он у вас полный.. Но, дорога требовательна к клиренсу и защите агрегатов. Если чего-то одного нет, то может случиться большая неприятность. Ибо полотно дороги настолько каменисто, насколько это вообще возможно. Плюс ко всему часть дороги между мысами Коровий и Кийский проходит по дну океана прямо по прибрежной полосе, которая обнажается во время отлива.
Вторая дорога восточнее, через гору Перевальная. Уже из названия видно, что она идет со значительным перепадом высот. По ней мало кто ездит, но то что и там вместо дороги направление с каменным триалом – это точно на 100 %....
В общем, посмотрели мы на часы, посмотрели на океан, вроде как еще отлив, и решаем на мыс ехать по первой дороге. Наслаждаемся катанием по влажному песку.
Ну, вот я и в.. (хотелось сказать «Хопре», кто помнит рекламу 90-х годов), на самой крайней, Северной точке европейской части России. Вид конечно «величественно-угнетающий». Весь металлолом за многие десятилетия разбросан на побережье: бочки из под топлива, ржавая техника, пустые глазницы домов…
НО! Ощущения от понимания того, что ты стоишь практически на краю суши, просто не передаваемые! Внизу отдает синевой Ледовитый Океан. И взгляд натыкается на неестественную полосу, тянущуюся вдоль всего прибоя.
Это абсолютно голый каменистый склон в виде нескольких гигантских террас, полого спускающийся эдакими волнами к морю. Прибрежные скалы сложены из тончайших горизонтальных сланцевых пластин. И это не что иное, как дно океана во время отлива. Водоросли похожие на виноградинки разбросаны по скалам и ждут прилива.
Мегафон быстро отреагировал на наше появление, и буквально засыпал СМС ками из Норвегии.
Один из членов команды захотел «помочить» колесики в Северном Ледовитом, ну и заодно искупаться.
Дайверы совершавшие погружение в «сухих» гидрокостюмах и через полчаса вышедшие из воды совершенно замерзнув, увидев раздевающегося человека, захотели сфотографироваться рядом со смельчаком.
ПОЛУОСТРОВ РЫБАЧИЙ
БУХТА БОЛЬШАЯ ВОЛОКОВАЯ - ВИД НА СРЕДНИЙ
БУХТА БОЛЬШАЯ ВОЛОКОВАЯ
МЫС КОРОВИЙ
Протокольные фото на память, и бежать отсюда на мыс Кекурский. Вот там действительно северное великолепие без следов присутствия человека. Правда уже современные «СкалоПисатели» приложились к безмолвным скалам. Трудно понять людей, которые хотят запечатлеть свое присутствие таким хамским методом. «Хамо Сапиенс» только так их можно называть.
Пора поворачивать на Юг Время близится к полуночи, но не прекращается поток машин которые едут нам навстречу. Очередная встреча с байкерам из клуба БМВ, фото на память. Много велосипедистов, что примечательно, обуты они в сапоги. И как они в туклипсы на педалях попадают?
Обратная дорога до лагеря короткой не оказалась. Вернулись только в 4 утра. Выехали вчера в 10 утра. Итого 18 часов на прохождение
ГУБА БОЛЬШАЯ МОТКА
День девятый:
Вторая, наиболее многочисленная часть команды отправилась «покорять Север». Флаг водрузили, капсулу закопали, из ружья попалили (типа салют), в Северном Ледовитом искупались прямо в прибое.
Вот впечатления Рустама о том дне: «Идем на последний рывок к заветной цели. Преодолеваем несколько бродов. Каждый раз с замиранием в сердце смотрим, как Олег на мотоцикле бесстрашно рвет за нами, не отставая ни на минуту.
И вот долгожданный момент… Миг, которого мы все так долго ждали… Цель, ради которой шли, не смотря ни на какие преграды…
Край Света…
Мы стояли на точке а перед нами, во всей своей холодной красоте, раскинулся океан…
Солнечные лучи резвились на голубых волнах. Бескрайнее синее небо отражалось в прозрачной воде, создавая впечатление единства неба и воды… Скалистый берег, не раз встречавший буйство стихии, напоминал нерушимую серую крепость…
Вся эта красота, словно волшебное покрывало, накрыла нас с головой, рождая спокойствие и умиротворение…
С трудом оторвавшись от оцепенения, мы бросились к воде. Часто бушующий и неприветливый к слабым океан встретил нас полным штилем и легким ветерком. Создалось впечатление, что он приглашает нас окунуться в свои холодные воды, чтобы мы смогли познать всю грандиозность природной стихии…
Интуитивно мы поняли, что те из нас, кто смело войдет в воду и примет его, далеко не ласковые объятья, в подарок получит часть той первобытной силы, издревле повелевающей бурями и ледниками Северного Полюса…
Подбадривая себя и других шутками мы принялись скидывать верхнюю одежду. Температура воды была около +4 по Цельсию. Также, не смотря на яркое солнце, температура воздуха не располагала, мягко говоря, к комфортному времяпрепровождению… И, тем не менее ,нашу решимость уже ничто не могло пошатнуть. Решено было прыгать сразу с большого камня, чтобы не растратить смелось постепенным заходом. Осталось только решить – кто же будет первым? Все смотрели друг на друга, ожидая выхода самого смелого и сильного…
Никого уже не удивил, по итогам последних событий, возглас Данилы: «Я пойду первым! А вы не отставайте». Сказано – сделано! И он, без раздумий и моральной подготовки, прыгает со скалы в жгуче холодную воду! Очередное БРАВО, Генерал!!!
Следом за ним прыгнул Юрий, потом Олег и Анатолий. Почти одновременно прыгнули Ленар, Александр, Динар, Денис и Сергей. А наш врач, по мнению окружающих, вообще собрался своим ходом доплыть в НорвегиюJ. Александр Рожнов тоже решил поддержать общее настроение и смело прыгнул в пучину…
Данила еще раз нырнул. Поплескался на поверхности и решил завершать сие, почти священное, действие.
К костру, предварительно заготовленному к приходу смельчаков, все пришли в чудесном настроении. На лицах каждого читалась легкая отстраненность и умиротворение. Никто уже не восклицал: «Мы покорили!» Покорить – это значит подмять, насесть, завоевать и поработить… В данной ситуации сосем не уместные и пустые слова…
Радость достижения было решено отпраздновать на месте! Открыли принесенную снедь. Зарядили пистолеты и ружья и дружно отсалютовали себе, Компании и океану…
Далее нас захлестнула атмосфера веселья и беззаботной радости. Мы зарыли капсулу. Установили знамя. Потом кто-то стрелял по мишеням. Кто-то бегал в поисках красивых камней и ракушек. Кто-то просто весело и не принужденно болтал.
Двое из наших мечтали побрить головы на берегу океана J Татьяна и Екатерина, с удовольствием, помогли им в этом J»
Лишь стоя на Краю мы узнаем себя настоящих. Трезво оцениваем свои поступки, истинное отношение к окружающей действительности и людям, с кем идем по жизни к одной цели. Ясно видим необходимость Команды, Дружбы, Взаимовыручки и Искренности. Познаем свое родство с Природой и Радость победы.
Самой главной победы – победы над СОБОЙ…!!!
ФОТОСЕССИЯ - ТИТОВКА
АВТОР ФОТО И ОПИСАНИЯ: НАИЛЬ ХУЗЯШЕВ.
_
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
- 9693 просмотра
Последние комментарии
10 лет 45 недель назад
11 лет 29 недель назад
11 лет 30 недель назад
11 лет 34 недели назад
11 лет 37 недель назад
11 лет 44 недели назад
11 лет 45 недель назад
11 лет 45 недель назад
11 лет 47 недель назад
11 лет 47 недель назад