Планы
Привет всем!
Собрались мы на "Край Света", не иначе.
Думали-думали и придумали себе маршрутец, да по сложнее, по заковырестее... Обычный для нас, впрочем ;-)
Начали искать, думать, размышлять и расписывать... И! О Чудо! Туда, куда мыслили, уже побывали наши друзья-товарищи! Написали они классный отчет и предоставили все необходимое! Ура! Нам меньше работы...
Итак! "Край Света"! Встречайте!
Курорты северных морей
(кольско-карельская авантюра)
15.08 - 28.08.2009
Маршрут
Протяжённость - 6300 км. Казань - Яранск - Ветлуга - Мантурово - Галич - Буй - Любим [ночевка] - Вологда - Вытегра - Каршево - лодка до мыса Бесов Нос (онежские петроглифы) - Пудож [ночевка] - Медвежьегорск - Золотец (беломорские петроглифы) - Кандалакша [ночевка] - Умба - терский берег - мыс Корабль [ночевка] - Кузомень - Умба - Кандалакша - р. Куркенйок [ночевка] - Мончегорск - Ревда - г. Аллуайв - пер. Геологов - ГОК - пешком на Сейдозеро [ночевка] - пешком обратно в ГОК - Ревда - Мурманск - р. Титовка [ночевка] - Бол.Озерко - мыс Коровий - Вайда-Губа - мыс Немецкий - мыс Кекурский - Мыс Скорбеевский - мыс Коровий - Бол Озерко - губа Кутовая [ночевка] - хр. Муста-Тунтури - "немецкая дорога" - р. Титовка [ночевка] - Мурманск - Кемь [ночевка в "Причале"] - теплоход на Соловецкие острова и обратно - Кемь [ночевка в "Причале"] - Медвежьегорск - Петрозаводск - Лодейное поле - Селиваново [ночевка] - Сясьстрой - Тихвин - Череповец - Вологда - Любим - Буй [ночевка] - Галич - Мантурово - Ветлуга - Яранск - Казань.
Отчёт
На Кольский хотелось съедить давно... Подготовка к экспедиции началась зимой... Обычно так начинаются отчёты о поездках в эти края. Но это не про наш случай. Про Кольский полуостров мы знали пожалуй лишь то, что он где-то существует. Неделя до начала отпуска, и никаких конкретных планов. И вдруг мы решились. Умные люди готовят такие поездки за полгода. Мы решили попробовать за неделю, с чистого листа - своеобразный эксперимент по подготовке и осуществлению одиночной поездки в сжатые сроки на автомобиле, по всем канонам не подходящем для экспедиций. Оказалось что объективно, для данного района, это вполне осуществимо. Трудно было первым путешественникам, по крупицам собиравшим данные о дорогах и разведывавшим Кольский - сейчас же есть практически вся информация о возможных автомобильных маршрутах. Обе первых столицы России уже исколесили Кольский вдоль и поперек, почему бы и третьей не протоптать туда тропинку :). К тому же выяснилось, что в этом году отменили пропуска в погранзону на Рыбачий (а пропуска мы бы просто не успели сделать), и для въезда достаточно российского гражданства. Вообщем так сходились звёзды.
Мигом пролетела неделя суматохи - изучения отчетов, составлению маршрута, выкачиванию карт, беготни по магазинам. В итоге мозаика маршрута сложилась за несколько часов до выезда. Что-ж, конечная цель поставлена - мыс Немецкий на полуострове Рыбачий, самая северная точка европейской континентальной части России. По какому-то невероятному стечению обстоятельств туда есть дорога (а попробуйте летом проехать на сибирский север). Да и вообще на Рыбачьем куча дорог. Вопрос только в возможностях автомобиля. Те, кто ездил туда на подготовленных автомобилях, как один утверждали - "фигня, проедете на любом внедорожнике!". Те, кто совался на этих "любых внедорожниках", делали круглые глаза - "да вы свихнулись!". Так появилась и внедорожная интрига путешествия. И от ствола между начальной и конечной точкой выросли ветви - Онега, Ловозерье, Терский берег, Соловки...
Очевидно, что искать попутчиков за неделю (да впрочем иногда и за год) до подобной поездки дело несколько утопичное (для самоуспокоения конечно попробовали). Сразу было ясно, что это будет семейное "соло на витаре". Да, собственно самое время представить зверька - совершенно стандартная гражданская СГВ на лысоватой шоссейной резине, 3-х дверная. Не самый удачный выбор для длительных экспедиций, особенно для экипажа из 4-х человек. Да и проходимец вообщем-то никакой. За нас было то, что двое из четырех были детьми, ну и пожалуй многолетний опыт по упаковыванию неограниченного количества шмурдяка в ограниченное пространство. И некоторые навыки внедорожной езды. В итоге в машину влезло всё (мы же ехали "на север", и расчитывали на непрерывный дождь и небольшой "устойчивый плюс"), даже 20-литровая канистра и 10-литровый запас воды, правда заднюю дверь приходилось закрывать практически "с ноги". Внедорожное оснащение состояло из топора, карманной пилы, и саперной лопаты. Брали "чтобы было", и (забегая вперёд) так ни разу и не достали. В качестве зипа был собран маленький саквояж с набором проводов, резинотехнических изделий, всякой химией и ассортиментом "1000 мелочей", а также тестера и OBD-II адаптера к ноутбуку. В последний момент решил добавить туда пару колесных камер на случай фатального пореза резины. Запчастей собственно от машины никаких, да и ни к чему они, ломаться там нечему, а починить её на коленке - маловероятно.
Известно, что одной небольшой формулой можно представить бесконечное множество конкретных значений. Поскольку времени на детальную проработку маршрута просто не было, была рождена концептуальная формула поездки. Основная ее часть была просто взята из трофи-туризма. Формула проста:
- мы можем остановиться на ночлег где угодно и в любой момент, нужно только относительно сухое и ровное место для палатки рядом с машиной. Места стоянок были намечены лишь на Кольском, остальное - импровизация по обстановке.
- дождь - едем, солнце - стоим (ну и естественно, ночь - спать). Дождливые периоды по возможности проводим в дороге (т.е. в машине). Маршрут и график динамически корректируется в зависимости от погоды (без фанатизма конечно). Это все-таки отдых, а не чистый спорт (удивительно - но ничего корректировать не пришлось).
- никакой зависимости от 1) природного огня и 2) природной воды. Только газ и своя вода. Заниматься каждый день поиском водоёма и дров - нет ни времени, ни желания, да и пережиток прошлого всё это.
- ночёвки в мотелях - только на случай форс-мажора (за исключением Соловков), не за тем мы едем.
- запас еды - на два-три дня, больше просто не позволит машина. Сделали единственное исключение - взяли полный запас родной йошкар-олинской тушёнки, чтобы не экспериментировать с неизвестными сортами. Раз в два-три дня - закупаемся продуктами в магазинах по пути следования.
- никакого бездорожья (в джиперском смысле). Все участки для подготовленных машин навроде "1000 ручьев" сразу отбрасывались. На это у нас нет ни времени, ни технических возможностей.
Ну а что из этого получилось можно увидеть ниже, на фотографиях и в дневнике путешествия (дневник преимущественно Ольгин, с моими редкими добавлениями, все фотографии - с геотэгами).
Тем, кому невтерпёж узнать - что же там, на краю земли, на мысе Немецком, отвечу сразу - там свалка. Это впрочем вполне логично, свалки - они всегда на окраинах. Хорошая такая помойка на фоне абсолютно инопланетного пейзажа, вполне подходящего какой-нибудь из лун Урана или Нептуна. Там ощущение даже не края земли, а края галактики, и межгалактической свалки космического мусора. Одну часть хлама выбросило море. Другую часть побросали военные на суше. Там обе части и воссоединились.
А природный "край земли" - он рядом, на мысе Кекурский. Там похожие скальные выступы, но чисто и красиво, и можно остановиться на стоянку. Хотя и его уже начали загаживать, но cвои, джиперские личности. Будем надеяться, что больше надписей "здесь был вася" там не появится. По Рыбачьему и Среднему есть великолепный путеводитель Орешеты М.Г. "Осиротевшие берега", который и стоит использовать в качестве настольной книги для путешествий по тем краям.
Что касается проходимости дорог на внедорожной части маршрута - на Рыбачьем мы не включали полный привод ни разу. На мыс Немецкий действительно можно проехать и без него. И никакая грязевая резина не нужна. Важен только дорожный просвет. Чем он больше, тем быстрее вы сможете ехать. Нам часто приходилось красться с черепашьей скоростью, и все равно получать камнями под дых. То есть при желании туда можно проехать и на обычной легковушке с относительно большим просветом и хорошей геометрией, но надо быть готовым к нескольким часам неспешного виртуозного руления. Другая проблема - несколько луж, их глубина после дождей может запросто превысить полметра. На восточную часть Рыбачьего (Цыпнаволок) на стандартном внедорожнике соваться пожалуй не стоит. Подъем на Аллуайв в Ловозерье гораздо проще, дорожный рельеф ровнее, думаю туда иногда ездят и на легковушках. А вот дальше на перевал Геологов на стандартном внедорожнике стоит ехать только в качестве приключения, пешком выйдет быстрее.
Относительно дорожной части маршрута - мы выбирали по возможности менее загруженные дороги, пусть и с худшим покрытием. Этот принцип себя полностью оправдал, нам по уши хватило одного дня езды между паровозиками фур на М18. Больше всего порадовали дороги в Мурманской области. Прекрасное покрытие, разметка, знаки все по делу, просто сказка какая-то - дороги для водителей. Участок M18 от Медвежьегорска до Мурманской области - одна сплошная неровная дорога, редко где можно держать 100 км/ч. Остальные участки ничем особенным не запомнились - где-то лучше, где-то хуже.
Бензина пожгли ~630 литров, средний расход - 10 л. Пройденный нами маршрут можно смело рекомендовать как обзорно-ознакомительный по северу западной России, подходящий для стандартного внедорожника, а с небольшой корректировкой - и для любого автомобиля.
Ну да это всё лирика, а вообще, север бесконечно красив. И никаким словам и фотографиям не под силу передать его суть, пока не побываешь там сам. Если Карелия (южная) - это по сути та же Марий-Эл с камнями и рельефом, то Кольский - совершенно другая реальность, мир необозримых просторов гор, тундры и моря. По возвращению домой мы на кухне за ужином не сговариваясь все одновременно почему-то уселись лицом к окну и стали смотреть на небо. Это был единственный доступный кусочек того простора, к которому мы привыкли за эти две недели.
Дневник
15.08.09 День первый.
Выехали в 6:42. Насилу запихнули в витарку все самое необходимое. Кажется, что ничего не забыли, но это выяснится позднее. Сейчас 8:11 едем по трассе Казань-Йошкар-Ола.
53 км заправили полный бак 28 л и 20 л в канистру.
135 км 8:49 в заднем левом колесе появилось подозрительное ширканье, исчезавшее при нажатии на тормоз. Предположительно пружинка солдатика выпала из своего родного места и затерялась в сложной японской конструкции барабанных тормозов. Кстати, недавно меняли последние. Остановились и хотели посмотреть, но не смогли снять барабан из-за отсутствия второго 10-го болта. Решено было забить - через сотню километров сточится в пыль и перестанет (наивные). На всякий случай заехали в Йошкар-Олу и прикупили болтов, если солдатик совсем достанет.
После г. Яранска поворачиваем на Шахунью/Нижний Новгород.
Едем, пасмурно. Костя рулит, дети спят, я пытаюсь рисовать, но у меня это плохо получается. Едем по чудесной неровной дороге, покрытие которой с асфальтового сменяется на щебенку. Судя по разнообразию кодов регионов регистрации на номерных знаках встречных и попутных автомобилей, можно сказать, что народ ездит по стране. От нечего делать я начала записывать собратьев по счастью, которым в субботу сутра не сидится в своем регионе. 21 Чувашия, 29 Архангельская, 43 Кировская, 86 Ханты-Мансийский...
В Нижегородской области запустение. Поля зарастают лесом и бурьяном, некоторые деревушки почти заброшены.
В Костромской области встретилась река Нужна. Название показалось забавным. Когда долго едешь по скучной трассе приходится себя как-то развлекать. Развлекались записывая интересные названия рек и деревень. Есть река малый Утрос и большой Утрос. Вот интересно, связанно ли это название со словом Утро, или трос, или... неизвестно. Проехали указатель <Мантуровский район> Сначала мне показалось Матуровский я грешным делом подумала что и здесь татары наследили (Матур по татарски значит красивый), а Болдышеву показалось Мансуровский, смеялись. Некогда ранее проезжали деревню с названием Перминовские, теперь стало понятно откуда все Перминовы берутся!
496 км залили 42 л.
Недалеко от города Галич первая остановка и начало культурной программы - недействующая телевышка высотой 350 метров, место паломничества бейсеров. Два любезных охранника за 400 рублей пустили меня наверх. Семейство осталось внизу подбадривая и улюлюкая. Потом про меня все забыли, поскольку лезла я долго. Перчатки охранники не предложили, холодная железная арматура натерла руки. Выше 75 метров лезть не стала, так как из-за сильного ветра на верху тряслись руки и смысла снимать на фотик уже не было. Со мной лезли еще две парочки из Москвы и Питера (судя по номерам), они-то перчаточки прихватили))
752 км. Заехали в город Буй. Очень чистенький городок, встречаются постройки начала 19 века, ну и Ильич на площади. Ищем дорогу на Вологду. Стойкий японский солдатик все колотится в барабане, нарушая спокойствие бывшего уездного города своим бряцаньем. Если ехать быстро, то его совсем не слышно)) Нашли жд переезд едем в направлении Вологды.
Проехали реку Корега почти Коряга. Едем мимо указателя <Красный слон> интересно, а есть деревня <Белый слон> или Розовый? Слоны точно в Костромской области не водились и не водятся, что же там такое было? Неясно. Вот такая интересная топонимика! Встретилась по дороге река Руша. Явно не от татарского имени Рушанья. Что-то кто-то рушил на реке)))
19:20 Ищем место для ночлега. Заночевали в лесу недалеко от города Любим.
Вышка под Галичем | |||||
|
16.08.09 День второй.
08:25 Утром отправились дальше. Идет дождь. После дождя воздух прозрачнее, а краски ярче. Едем через город Любим. На выезде из города нас встречают борщевичные поляны. Борщевик - это ядовитый укроп-гигант. Жуткий двухметровый сорняк, наводящий на мысли о биологическом оружии.
868 км Вологодская область.
906 км заправили 45,5 л.
10:30 945 км город Вологда. Быстро проехали Вологду едем в Медвежьегорск. Едем мимо озера Кубенского. Это огромное озеро вологодской области. Вылезло солнце.
14:04 1267 км въехали в город Вытегра. Обед. Посетили музей <Подлодка Б 440>. Едем дальше. В процессе поиска заправки в Вытегре не заметили как выехали из населенного пункта и нас оштрафовали на 100 рублей за невключенный свет фар! Но зато объяснили как проехать на заправку.1282 км заправили 22 л (не до полного, заправка не умеет).
Заехали в деревню Каршево, где нас дядечка всего за 2 тыс. рублей прокатил на моторке до Онежского озера по Черной реке туда и обратно. Озеро штормило. Петроглифы мы посмотрели, побродили по берегу мыса Бесов Нос и вернулись.
Вообще, Бесов Нос - джиперская мекка. Онежские петроглифы разбросаны по нескольким мысам и островам, но только на Бесов Нос есть дорога. Туда и ломятся все подготовленные машины, ибо дорога как раз соответствует.
1398 км заправили 30 л. Заночевали недалеко от города Пудож. Какой-то старый песчаный карьер.
Подводная лодка Б-440 в Вытегре | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мыс Бесов Нос и онежские петроглифы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
17.08.09 День третий.
9:48 Идет мелкий моросящий дождь. Едем в Медвежьегорск. Дорога не очень ровная, но асфальт. Пересекли Беломоро-балтийский канал в городе Повенец. Отоварились в Медвежьегорском продуктовом магазинчике и пообедали. Съели жареные пирожки... это вам не Бэхэтлевская выпечка! Пирожки русские для настоящих северных парней, жирное! У Вики разболелся живот (( Съели дружно угля и порядок.
1589 км залили 17,7 л. Далее едем смотреть Беломорские петроглифы. Мы все промокли под проливным дождем, но петроглифы посмотрели. Здесь все очень здорово устроено. Есть деревянные мостки для того, чтобы люди ходили по ним, а не по самим рисункам, ну и удобно. Есть где разбить лагерь для желающих.
1898 км залили 28 л. Промокшую одежду сушим в машине....не сохнет. Пересекли полярный круг.
2110 км 22:10 Въехали в Мурманскую область. Дождь идет почти весь день. Доехали до Кандалакши в 23:35.
2198 км залили 28,5 л. Заночевали недалеко от города в лесу. Палатку поставили, даже есть не стали.
Беломорские петроглифы | |||||||||||||||||||||||||
|
18.08.09 День четвертый.
Что-то быстро сварганили, поели, собрались, едем 10:17. Пытаюсь высушить кучу вещей под лобовым стеклом. Дождь уменьшился. Едем вдоль побережья Белого моря на юг. Проехали деревню Колвица, заехали на Колвицкое озеро. За окнами горный пейзаж.
За Умбой свернули с грейдера и пытались поехать по дорожке по побережью, но вернулись обратно на грейдер - слишком медленно. Опять выезжаем к морю к часовне Инока Терского.Часовня открыта, в ней иконы, свечи, занавесочки белейшие.Удивительно. Едем дальше на мыс Корабль и аметистовый берег. Здесь велись разработки аметиста. Дождь закончился. Сушим вещи. Едим стеклянные щи, купленные в Медвежьегорске. На море штиль. Ставим палатку и идем к морю. Часов в 19 начался отлив.
Дети занялись собиранием камней. Нас тоже это занятие захватило. Мы набрали что-то похожее на аметисты, но только дома сможем понять что это)). Мимо наc прошли 3 пары человек с мешочками и кирками, явно ищущих то же что и мы... Завалились спать в 22:00. Здесь темнеет в 23 часа. Стало холодно. Ночью вылезая из палатки, я увидела, что прямо над морем горит звезда, яркая и холодная, как Белое море. Даже ночи здесь светлые.
Часовня Инока Терского, Мыс Корабль и аметистовый берег | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
19.08.09 День пятый.
Встали, поели. Тепло, солнечно. Дети ходят босиком по воде. Начался прилив. Кровососущие твари почти исчезли из-за ветра. 13:00 Едем дальше до Кузоменьской пустыни. Кузоменьская пустошь место интересное. Местность опустынивается, но экологи сажают саженцы. Видим молоденькие сосновые посадки с табличками 2002, 2004. Мекка поклонников дакара - вся пустыня в автомобильных следах. Едем дальше обратно через Умбу и Кандалакшу.
2615 км заправили 45 л в Умбе. Отоварились продуктами в Кандалакше в местном супермаркете "Авоська". Дальше едем в сторону Хибин на ночлег. Завтра рано утром в горы.
Аметистовый берег | ||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Кузоменьская пустыня | ||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
На подступах к Хибинам | ||||||||||||||||
|
20.08.09 День шестой.
Каждое утро - подкачка левого переднего колеса, травит. 9:30 солнечно. Едем мимо Мончегорска и его мертвой земли. Это результат серных выбросов МГОК. Кислотные дожди сделали свое мокрое дело...Чем дальше от Мончегорска, тем больше деревьев. Деревья здесь маленькие, кривенькие, карликовые, всё игрушечное, разноцветный мох всех сортов. Едем по мурманской трассе. Вдоль дороги болота и деревья - кусты, так мы их прозвали. Доехали до села Ревда. У подножья гор стоит и действует местный Ревденский ГОК. Поднимаемся на машине на гору Аллуайв. Дорожка, по которой когда-то возили то, чем обогащался горный комбинат))). Отсюда, с горы, открывается красивый вид на Хибины, Умбозеро, Ловозерье и видно священное саамское Сейдозеро, на которое мы пойдем сегодня пешком. Солнечно, но все горы в дымке.
Спускаемся с горы и едем на местную стоянку ГОКа, где уже было припарковано много местных и несколько не местных машин, судя по номерам. За стоянку денег не берут, но и не охраняют. Берем только самое нужное и идем в горы к Сейдозеру, время 15:00. Расчитываем прийдти на место в 19:00. Проходим через перевал Эльмарайок, по дороге встречая разных туристов. Сверху виден кусочек озера. Дети, завидев озеро, кубарем поскакали вниз с радостными криками, хотя до озера еще топать 2/3 пройденного пути. Спускались долго, то и дело фотографируя окресности, ведь завтра может солнца и не быть. По дороге заметили выступ в скале, как портал, похожий на арку, который немедленно запечатлели на флешке. Вспомнилась фраза из Властелина колец:<Скажи друг и войди>. У подножья гор стояли туристы с палатками. Мы идем дальше по горной тропе, которая шла сначала по каменному руслу весеннего ручья, а потом по редколесью, с большими и малыми валунами, как-будто врытыми в землю. По мере приближения к озеру лес становился гуще, деревья выше. Шли долго, но к намеченному времени дошли и остановились на стоянке в соседстве с двумя туристическими компаниями. Туристы здесь спокойные и тихие. Нет громких песен, воплей, что нас очень порадовало, не говоря уже о красоте священного озера. Ужин, фотографирование, палатка.
Аллуайв и перевал Геологов | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Поход на Сейдозеро | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
21.08.09 День седьмой.
Утром без завтрака вышли в 10:00. Обратно тяжелее, подьем долгий. Начался ветер, пасмурно, казалось, что на перевале нас застанет дождь. Дошли до ГОК примерно в 15:00. Пообедали, направляемся на Рыбачий полуостров.
3070 км залили 9 л чтобы доехать до Мурманска.
3123 км Мурманск залили 42 л. В местном супермаркете затариваемся провизией. Мурманские шиномонтажники смогли найти остатки самореза, который так и не смогли найти в Казани, колесо больше не травит! Едем до реки Титовка через пограничный пост. У водопада на Титовке делаем стоянку. Погода прекрасная.
Обратно в Ревду через перевал Эльмарайок | ||||||||||
|
||||||||||
Мельничный каскад на Титовке | ||||||||||
|
22.08.09 День восьмой.
Утром солнечно. Делаем несколько снимков водопада, завтракаем и едем дальше. В 11:09 отправились. Едем на мыс Немецкий, проезжаем Кутовую губу. Дорога неровная, но видимо популярная, народ ездит все время, виной тому солнечные выходные. Много военных памятников и захоронений.
Проехали Большое озерко. Грейдер кончился, начался каменный оффроуд. Крадемся по дороге вдоль побережья, автомат на камнях - просто сказка. Впрочем от камней спасенья все равно нет, то тут то там скребемся брюхом. Дорога выходит на шельф - сейчас отлив и можно ехать дальше. Разрекламированный брод через ручей Червяной оказался смешным, по ступицу. Показались "шарики" РЛС. Вообще, здесь множество военных сооружений разных лет, осматривать все никакого отпуска не хватит. Перед Вайда-губой проезжаем довольно глубокую лужу несмотря на неоднократно озвучиваемые предположения, что "мы сейчас здесь умрём". Навстречу попадаются открытый уазик с ниссаном, судя по всему - местные.
Через 4 часа мы в зените нашего путешествия - мыс Немецкий встречает нас своей свалкой. Что ж, таков "российский Нордкап". Делаем протокольные фото, и направляемся на соседний мыс Кекурский. Там действительно красиво и по-домашнему уютно. Солнце, море, скалы, тундра - и никого в пределах видимости. С удивлением взираем на свежую наскальную живопись (а по приезду читаем забавный флейм на эту тему), мало что ли художеств на скальных выемках вдоль всей Колы. Как-то незаметно стало довольно жарко, приходится раздеваться, совершенно курортная погода. Где же мокрый дождь со снегом, свинцовое небо и пронизывающий ветер с моря?
Назад возвращаемся через заброшенный военный гарнизон Мыс Скорбеевский. Задерживаться в поселке не стали, ограничились осмотром на ходу. Дорога от Скорбеевского на мыс Коровий - широкая и относительно ровная насыпь, скорость передвижения возрастает. От Коровьего тошним тем же путем на Озерко, в основном на первой передаче. Встречаем шишигу. Парадокс, но скорость передвижения у нее такая же как у нас - хотя просвет позволяет не задумываться о выборе траектории, но подвеска сводит всё на нет.
20:25 Выехали с Рыбачьего, едем на Средний полуостров на мыс Земляной. Хотели заехать на древнее капище с названием <Два брата>, но дорогу преградил ручей Выкат. Мост только для пешеходов и двухколесных. В воду уходят следы шишиги. Брод длиной метров 150. Попытка прогуляться по ручью босиком, тем самым разведав глубину, ни к чему не привела - вода ледяная. Надели заброды, есть колея, дно неровное, воды посередине колеи чуть выше колена. Опыта преодоления длинных бродов такой глубины на витаре нет, если качнет на камнях - можно зачерпнуть воздухозаборником. Решили, что ну его это капище, не поехали (по приезду домой выяснилось, что недалеко есть объезд :).
Остановились на Кутовой губе на берегу Баренцева моря. На побережье кое-где стоят рыбаки, мурманские оффроудеры, и какие-то еще экспедиционные лагеря.
Мельничный каскад и остатки ГЭС | ||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
Перевал и дорога на мыс Немецкий | ||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
Мыс Немецкий | ||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
Мыс Кекурский | ||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
Обратно на Средний через гарнизон Скорбеевский | ||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
Попытка доехать до мыса Земляной (р. Выкат) | ||||||||||||||||||||
|
23.08.09 День девятый.
Утром солнечно, даже жарко. Костя купался, дети собирали ракушки и камни. Вылазка на Сейдозеро и брожение ручья стоили мне левого колена. Всю ночь болело, без обезболевающих не заснуть.
Часа в два собрались и хотели заехать вглубь хребта Муста-Тунтури, но дорогу преградил очередной ручей, ну и... очень жаль. Не поехали. На хребет Костя сгонял за 1 час и принес с собой 2 ржавых патрона времен II Мировой. Хребет весь усыпан разнокалиберными осколками, на укрепленных высотах - остатки колючки и экспозиции снарядов под открытым небом.
Черника здесь огромная. Кусты высотой 10-12 см, на кусте 8 -10 ягод, диаметр ягод 8-10 мм! Комаров и мошки нет, и все удовольствие не на болоте, а вдоль прекрасного горного ручья. 5 минут - стакан отборной черники.
Заехали посмотреть на так называемую немецкую дорогу. На ночевку вернулись к водопаду на реке Титовке.
На побережье Кутовой губы | ||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
Прогулка по хребту Муста-Тунтури | ||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
Старая немецкая дорога и окресности | ||||||||||||||||||||
|
24.08.09 День десятый.
Пасмурно. Вся дорога в тумане. Проехали погранпост, едем мимо Мурманска в Кемь, а потом на Соловки. Вольемся на денёк в "цивилизованный туризм".
3530 км залили 48 л.
3770 км залили 29 л. Заехали в Кандалакшу в понравившийся супермаркет.
17:54 Кемь. В Кеми разместились в гостиничном комплексе "Причал" . Быстро перекусили и отправились снимать декорации из фильма "Остров". К берегу подходит старая насыпь с заросшими травой шпалами.
Протокольное фото и декорации фильма "Остров" | |||||||||||||||
|
25.08.09 День одиннадцатый.
В гостиничном кафе поели вкусный завтрак. В 8:00 на теплоходе <Василий Косяков> плывем на Большой Cоловецкий остров. Через 2,5 часа мы были на острове.
Зрелище "цивилизованного туризма" угнетает. Гнущиеся под весом фотоаппаратов и объективов взводы организованных групп. Но день вытерпеть можно.
Посетили кремль, экспозицию <Подземные Соловки>, Ботанический сад. Непуганные куропатки гнездятся и гуляют прямо вдоль дороги. Соловецкие острова принадлежат Архангельской области. Здесь есть магазинчик Архангельского водорослевого комбината, в котором мы прикупили полезной морской травы. В 17:30 назад на теплоход и в гостиницу. Утром в путь.
Поездка на Соловки, кремль и ботанический сад | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
26.08.09 День двенадцатый.
Выехали в 9:00. Решили, если погода будет хорошая - поедем на Ладогу. Хотя никакой информации о местах возможных стоянок нет - перевыполнили план, началась импровизация. Решили просто доехать по трассе как можно ближе к озеру и там попробовать найти подъезд.
4199 км залили 38 л. Погода хорошая - едем на Ладогу.
Заехали на водопад Кивач. Дорога туда такая же как наша в Раифу. Узкая, извилистая, ограничение 50 км/ч, остановка запрещена. Видимо есть ГОСТ на дороги через заповедники.
На подъездах к Петрозаводску остановили за скорость на 300 руб. Оформили быстро, пожелали счастливого пути.
Стойкий японский солдатик кажется сдался. Он перестал ширкать, куда-то свалился, и теперь просто бренчит на кочках. Ну прямо тройка с бубенцами.
4691 км залили 46 л.
Попытались заночевать на Ладоге, но все дороги заканчивались оффроудом. Остановились на какой-то вырубке заросшей брусникой в километре от озера. По ходу дела выяснили, что в этих местах проходит ладожский канал, и до самого озера можно добраться только на плавсредствах.
Заповедник Кивач - водопад и музей природы | |||||
|
27.08.09 День тринадцатый.
9:13 пасмурное утро. Двинулись после завтрака. Костя сходил пешком до Ладожского канала по дорожке, по которой мы вчера пытались добраться до озера. В 9:50 он уже вернулся и сразу начался ливень. Едем без приключений быстро.
5035 км залили 37 л. Где-то перед Вологдой нас оштрафовали на 100 руб за превышение скорости в 100-метровом населенном пункте.
5419 км залили 36,7 л. Въехали в Ярославскую область. Остановились в поле на ночевку в 20:00.
Окресности ладожского канала и церковь у р. Елнать | ||||
|
28.08.09 День четырнадцатый.
Выехали в 8:00.
5766 км залили 37 л.
Ура! Проехали 6000 км. Отобедали в трактире <Яранский>.
6232 км залили так и неиспользованную канистру 20 л, не везти же её домой.
В Казани были в 5 часов вечера.
Ну! Теперь мы точно туда рванем! Вперед с песнями, кто с нами?! :)))
Будьте здоровы и тренируйтесь каждый день!
С уважением, инструктор команды
Рустам Хузяшев
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
- 4221 просмотр
Последние комментарии
11 лет 3 недели назад
11 лет 40 недель назад
11 лет 40 недель назад
11 лет 44 недели назад
11 лет 47 недель назад
12 лет 2 недели назад
12 лет 3 недели назад
12 лет 3 недели назад
12 лет 5 недель назад
12 лет 5 недель назад