Мальчики-мажоры: первое поколение
Правящую, как сейчас модно говорить, элиту любого государства составляют люди из плоти и крови. Они, как и простой народ, случается, женятся-разводятся, рожают и воспитывают детей.
Также не вызывает никакого удивления, что дети элиты растут в условиях, более или менее отличающихся от условий, в которых растут дети простых людей. Тому есть масса причин, в том числе и вполне себе объективных: и жизнь в крупных городах, преимущественно столичных, и факт того, что иные родители являются охраняемыми персонами, и стремление окружающих через детей «найти подход» к родителям, и прочая, прочая, прочая… Впрочем, как учили классики, бывает особенное, и бывает общее. «Элитная» молодёжь, как и любая другая, бывает не прочь повеселиться, выпить, погулять с противоположным полом, совершает безрассудные поступки, которые умудрённому возрастом и опытом человеку иной раз просто в голову не придут.
С этой очевидной точки зрения твердокаменные большевики, руководившие строительством и обороной молодого советского государства, тоже не были исключением. Не претендуя на всеобъемлющую полноту, хотел бы напомнить о некоторых ярких представителях первого поколения мальчиков-мажоров Советского Союза. Гулянки и похождения некоторых из них стали легендарным и обросли сплетнями. Но не они были главными.
Яков Иосифович Джугашвили (18.03.1907— 14.04.1943) — старший сын И.В.Сталина от его первой жены Екатерины Сванидзе. Окончил Высшее техническое училище в Москве, затем Артиллерийскую академию (5-летний курс пройден за 2,5 года). Капитан Джугашвили вступил в бой с немцами 24 июня 1941 года в должности командира 6-й артиллерийской батареи гаубичного полка 14-й танковой дивизии 7-го мехкорпуса 20-й армии. За бой 7 июля 1941 г. у р. Черногостница под Сенно Витебской области представлен к награде вместе с рядом других бойцов.
16 июля взят в плен. Застрелен охранником лагеря Заксенхаузен (возможно, при совершении самоубийственной имитации попытки к бегству).
В 1977 г. награждён орденом Отечественной войны I степени посмертно.
Василий Иосифович Сталин (24.03.1921 — 19.03.1962, Казань) — сын И.В.Сталина от второй жены Надежды Аллилуевой. Окончил Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу им. А.Ф.Мясникова (последнее название — Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков, создано 21 ноября 1910 года, расформировано 1 ноября 1998 года; однако в 2010 году министр обороны Сердюков, укрепляя российские ВВС, переименовал Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков в Качинское).
К началу войны — капитан, лётчик-инспектор при Главном штабе ВВС. В январе 1943 полковник В.И.Сталин переведён в Действующую Армию командиром 32-го гв. иап. За время командования полком совершил 27 боевых вылетов, лично сбил до двух самолётов, в том числе FW-190 (и, по разным сведениям, до трёх — в группе). В мае был снят с должности за произошедший в находящемся на пополнении в тылу полку трагический инцидент (на рыбалке с использованием снарядов РС-82 в качестве «глушителей» один офицер погиб, один лётчик-ас был тяжело ранен и впоследствии комиссован, сам Василий получил осколочное ранение ноги). В 1944 назначен командиром 3-й, с февраля 1945 — 286-й иад. Награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Суворова II степени.
После войны — командир 1-го гв. ак, с 1948 — генерал-лейтенант авиации, командующий ВВС Московского ВО. Депутат Верховного Совета СССР (1949), «куратор» спортклуба ВВС и спорткомплекса ЦСКА, председатель Федерации конного спорта СССР. Снят с должности в мае 1952 года за потерю двух самолётов при проведении первомайского воздушного парада.
26 марта 1953 года приказом министра обороны Булганина уволен в запас без права ношения военной формы (за «морально-бытовое разложение»), 28 апреля того же года арестован, обвинён по ст. 58-1 (измена родине), 58-10 (антисоветская пропаганда) и 193-17 (злоупотребление служебным положением) УК РСФСР и в 1955 году осуждён («особым порядком», то есть без адвоката) к 8 годам ИТЛ, однако содержался в тюрьме. Освобождён досрочно в январе 1960 г. по частичной амнистии, изменено основание увольнения в запас, возвращено право ношения военной формы, назначена пенсия. 16 апреля того же года арестован КГБ «за продолжение антисоветской деятельности» и находился в Лефортовской тюрьме до апреля 1961 года, после чего выслан в закрытый город Казань сроком на 5 лет. По официальной информации, 19 марта 1962 года умер от злоупотребления алкоголем.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации должен быть признан жертвой политических репрессий и посмертно реабилитирован по политическим обвинениям.
Артём Фёдорович Сергеев (05.03.1921 — 15.01.2008, Москва) — сын революционера и государственного деятеля Фёдора Андреевича Сергеева-«Артёма», погибшего в 1921 года в железнодорожной катастрофе. Рос и воспитывался в семье И.В.Сталина с его другими детьми. В 1938 году, после окончания 10 классов 2-й Московской специальной Артиллерийской школы, начал службу в РККА. Дослужившись до старшины, поступил во 2-е Ленинградское артиллерийское училище и окончил его в 1940 году лейтенантом.
Вступил в боевые действия 26 июня 1941 года командиром взвода 152-мм гаубиц М-10. Был взят в плен, бежал, находился в одном из партизанских отрядов, выведен за линию фронта. Участник обороны Сталинграда, битвы за Днепр, боёв в Восточной Пруссии, Венгрии, Германии. В общей сложности имел 24 ранения, в том числе два тяжёлых: штыковое в живот и раздробление кисти руки. Победу встретил подполковником, командиром артбригады. За Великую Отечественную награждён тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, а также медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За освобождение Праги», «За взятие Кенигсберга».
После войны окончил Артиллерийскую академию и Военную академию имени К.Е.Ворошилова. Стал одним из основателей ракетно-зенитных войск СССР. Вышел в отставку 1981 году с должности заместителя генерала-инспектора по ПВО организации Варшавского договора в звании генерал-майора артиллерии.
Степан Анастасович Микоян (12.07.1922—) — сын Анастаса Ивановича Микояна — революционера, партийного и государственного деятеля, кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б) с 1929 года, члена Политбюро с 1935, заместителя председателя Совнаркома с 1937, наркома внешней торговли в 1938—1949, первого заместителя Председателя Совета Министров СССР в 1957—1964.
В РККА с 1940 г., вместе с другом Тимуром Фрунзе в 1941 г. окончил Качинскую военную авиационную школу (см. главку о В.И.Сталине), лейтенант. В Действующей Армии с декабря 1941 года, лётчик-истребитель 11-го иап, оборонявшего Москву. На 13-м боевом вылете сбит по ошибке своим истребителем, получил ранение. После излечения воевал в 32-м гв. иап под Сталинградом, однако после гибели в воздушном бою брата Владимира переведён в 12-й гв. иап ПВО Москвы.
После войны окончил ВВИА имени Жуковского и перешёл на лётно-испытательную работу в НИИ ВВС имени В.П.Чкалова. Испытывал 102 типа и модификации летательных аппаратов, включая МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, Су-15, Су-24. С 1978 года — зам. генерального директора по лётным испытаниям НПО «Молния», участвовал в создании и испытании корабля «Буран», руководил работами по орбитальной летающей модели «Бор-4». С 1992 года – в отставке.
Генерал-лейтенант авиации (1980), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1963), кандидат технических наук (1980). За освоение новой авиационной техники и проявленное при этом мужество в 1975 году присвоено звание Героя Советского Союза; награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, четырьмя орденами Красной Звезды.
Живёт в Москве.
Владимир Анастасович Микоян (26.01.1924—18.09.1942) — сын Анастаса Ивановича Микояна.
С началом Великой Отечественной войны добился досрочного зачисления в Качинскую военную авиационную школу (см. главку о В.И.Сталине), закончил ускоренный курс обучения в феврале 1942 г., лейтенант. С сентября 1942 года — лётчик-истребитель 434-го иап. Погиб под Сталинградом в воздушном бою в одном из первых боевых вылетов.
Награждён орденом Красного Знамени посмертно.
Алексей Анастасович Микоян (1925— 19.12.1986) — сын Анастаса Ивановича Микояна.
В РККА с 1943 года, окончил ускоренный курс Вязниковской ВАШЛ. Участник Великой Отечественной войны с сентября 1943 г. Воевал в составе 12-го гв. иап ПВО. После войны сдал экстерном экзамены за курс средней школы, получил аттестат — и одним из первых советских лётчиков освоил реактивные самолёты. Участвовал в воздушных парадах ведущим колонн МиГ-15. Первым из советских лётчиков сбил ракету класса «земля-воздух». Закончил Академию Жуковского, Академию Генерального штаба. Занимал должность командующего авиацией Среднеазиатского ВО, в 1978—1986 был зам. начальника Управления воздушным движением ВВС, генерал-лейтенант авиации. Избирался депутатом Верховного Совета СССР.
Награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом Трудового Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени, орденом «За службу Родине в Вооружённых силах СССР» III степени.
Тимур Михайлович Фрунзе (05.04.1923 — 19.01.1942) — сын Михаила Васильевича Фрунзе (1885—1925) — революционера, затем военачальника, председателя Реввоенсовета СССР, наркома по военным и морским делам. С 1931 года воспитывался в семье К.Е.Ворошилова — наркома по военным и морским делам СССР (1925—1934), затем наркома обороны СССР (1934—1940).
В РККА с 1940 г., вместе с другом Степаном Микояном в 1941 г. окончил Качинскую военную авиационную школу (см. главку о В.И.Сталине), лейтенант. В Действующей армии с января 1941 года — лётчик-истребитель 161-го иап. Совершил 9 боевых вылетов на прикрытие наземных войск в районе Старой Руссы, участвовал в трёх боях, сбил два немецких самолёта в группе. В бою пары Яков с 8 истребителями немцев убит прямым попаданием снаряда в голову; самолёт был подожжён, но при падении не взорвался, что позволило похоронить лейтенанта Фрунзе (сначала — в посёлке Крестцы Ленинградской области; после войны останки были перенесены в Москву на Новодевичье клабище).
Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
О жизни Тимура Фрунзе рассказывает снятый в 1974 году режиссёром Ией Мироновой фильм «В восемнадцать мальчишеских лет». Роль Тимура исполнил Евгений Карельских. Получится найти — посмотрите, сейчас такие и о таком не снимают.
Александр Александрович Щербаков (15.09.1925—) — сын Александра Сергеевича Щербакова (1901—1945), секретаря, первого секретаря разных обкомов ВКП(б), с 1941 — 1-го секретаря МГК ВКП(б), секретаря ЦК ВКП(б), с 1942 — генерал-полковника, начальника Главного политического управления РККА и начальника Совинформбюро.
В РККА с 1943 года, окончил ускоренный курс Вязниковской ВАШЛ. С сентября 1943 по октябрь 1944 лётчик-истребитель 12-го гв. иап ПВО Москвы. В октябре 1944 добился перевода на фронт, воевал в 176-м гв. иап. Совершил 25 боевых вылетов, провёл 5 воздушных боёв, сбил в группе 1 немецкий самолёт.
В 1951 окончил Военно-воздушную академию имени Жуковского и стал лётчиком-испытателем ГК НИИ ВВС. С 1953 по 1986 — на лётно-испытательной работе в ЛИИ. Испытывал (в том числе на штопор и критические режимы) такие самолёты, как МиГ-17ЛЛ, МиГ-19, Як-25, Як-27, МиГ-21, Су-9, Як-28, МиГ-25, МиГ-23, МиГ-27, Су-24, Су-25.
Полковник авиации, заслуженный лётчик-испытатель СССР (1967), кандидат технических наук (1986). За освоение новой авиационной техники и проявленное при этом мужество в 1971 году присвоено звание Героя Советского Союза; награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны I и II степеней.
В отставке с 1986 года, работал ведущим инженером в ОКБ имени А.И.Микояна. Живёт в Москве.
Это — далеко не единственные дети сановитых родителей-большевиков, которые выбрали себе эту самую профессию — Родину защищать. Лётчиками стали оба сына «главного безбожника» СССР Емельяна Михайловича Ярославского (Минея Израилевича Губельмана, 1878—1943) — Владимир и Фрунзе Ярославские, причём Фрунзе Емельянович дослужился до генерал-майора авиации.
Лётчиком-истребителем стал друг Алексея Микояна и Александра Щербакова Лев Булганин, сын Николая Александровича Булганина, в разное время — председателя правления Госбанка СССР, министра Вооружённых Сил, затем — обороны СССР, председателя Совета Министров СССР.
Ещё два сына Анастаса Микояна — Вано (1927—) и Серго (1929—2010) были обвинены в участии в насчитывавшей несколько десятков участников «юношеской антисоветской организации». К этому выводу пришёл следователь Влодзимирский, расследовавший убийство несовершеннолетней дочери назначенного послом в Мексику К.А.Уманского несовершеннолетним сыном наркома авиационной промышленности А.И.Шахурина Владимиром, после убийства застрелившимся. Вано и Серго отсидели полгода под следствием на Лубянке и провели год в ссылке в Сталинабаде (Душанбе), после чего Вано (Иван) Микоян окончил военную авиационную школу механиков, затем — ВВИА имени Жуковского и стал авиаконструктором, работал в ОКБ своего дяди Артёма Ивановича Микояна, участвовал в разработке самолётов МиГ-21 и МиГ-29. А Серго Микоян в 1952 году окончил МГИМО и стал видным советским специалистом по Латинской Америке.
Вязниковскую военную авиационную школу лётчиков окончил и стал истребителем Борис Бочков (1924—1991) — сын Прокурора Союза ССР в 1940—1941 и 1942—1943 годах Виктора Михайловича Бочкова (1900—1981). Впоследствии он стал командующим войсками Московского округа ПВО, заместителем главкома ПВО СССР, генерал-полковником авиации, входил в Центральную ревизионную комиссию ЦК КПСС, избирался в Верховный Совет СССР.
Стали офицерами сыновья легендарного героя Гражданской Войны Василия Ивановича Чапаева (1887—1919). Старший, Александр Чапаев (1910—1985) выбрал артиллерию, прошёл всю войну, участвовал в учениях на Тоцком полигоне в 1954 году, был начальником артиллерии Приволжского, затем Московского ВО, вышел в отставку генерал-майором артиллерии. Увидеть его, кстати, можно в документальном фильме о дважды Герое Советского Союза генерале Петрове (ссылка на фильм в конце заметки). Младший, Аркадий Чапаев (1914—1939) стал военным лётчиком и, заканчивая программу первого курса Военно-воздушной академии РККА, выполняя зачётный полёт на высший пилотаж, будучи весьма опытным пилотом, по невыясненным причинам не успел или не смог вывести И-16 из штопора.
В заключение приведу одно характерное письмо. Оно, как мне кажется, помогает понять, о чём думали герои этой заметки — когда думали о серьёзном.
Письмо курсанта Качинской школы Тимура Фрунзе приёмному отцу — зам. председателя Совнаркома СССР, председателю Комитета обороны при СНК СССР маршалу Ворошилову:
Здравствуйте, дорогой Климент Ефремович! Наверное, удивляетесь, что я вдруг зачастил с письмами. Однако, к сожалению, на этот раз я хочу поговорить с Вами о деле весьма-таки для меня важном. Короче, не исключена возможность, что выпуск наш оттянется теперь сразу на несколько месяцев, что само собой, нам совсем не улыбается. А дело вот в чём — в школе нет бензина. Для нас это весьма важно, а поэтому я постараюсь рассказать всё по порядку.
Видите ли, пребывание наше в лагере тем и ценно, что здесь сделано всё для облегчения лётного курса обучения. Я Вам уже рассказывал, что мы обеспечены прекрасными свободными аэродромами, в то время как на Каче эскадрильи неделями простаивали в ожидании своей очереди вылета. (Ведь количество курсантов в школе за этот год увеличилось чуть ли не вдвое). Таким образом, лётную программу, которую в лагере можно пройти за месяц, в школе пришлось бы проходить 2—3 месяца.
Вернусь теперь к главному.
Последнее время у нас бывали дни, когда половина лагеря вынуждена была вместо полетов рвы копать. Не хватало бензина. Время пропадало даром, в то время как срок окончания лагерного сбора становился всё ближе. Ведь лагерь дан в наше распоряжение лишь по 1-ое июня. А потом мы должны будем уступить его другим эскадрильям.
И вот, наконец, 24-го полёты во всей школе были прекращены. Нет бензина! Мы, конечно, строили разные предположения о том, что могло заставить Качинскую школу сидеть без бензина, винили чуть ли не международную обстановку и т.п. И вот только сегодня мы узнали (случайно, из разговоров с нач. шк. г-м т. Туржанским), что дело-то гораздо проще. Оказывается, международная обстановка здесь ни при чём. Оказывается, бензина как раз хоть отбавляй. Все школы нашего и близлежащих округов переполнены им. И дело только в весьма странном его распределении, при котором крупнейшая школа Союза осталась каким-то образом обойдённой.
Климент Ефремович, ведь, если мы не успеем закончить лётную программу в лагере, то на Каче мы раньше ноября (и это ещё по-божески!) ни за что не закончим.
И, если дело в действительности так, а в этом я совершенно убеждён, иначе и не стал бы писать, так ведь это же верх, мягко выражаясь, несправедливости!!!
8.6.1941
Оригинал находится здесь -
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
- 4769 просмотров
Последние комментарии
10 лет 24 недели назад
11 лет 9 недель назад
11 лет 9 недель назад
11 лет 13 недель назад
11 лет 17 недель назад
11 лет 24 недели назад
11 лет 24 недели назад
11 лет 25 недель назад
11 лет 26 недель назад
11 лет 26 недель назад