Иайдо в Казани

 

Что такое Иайдо?

Иайдо — это искусство извлечения меча из ножен и фехтования им. Иайдо является одним из японских боевых искусств, о котором существует, пожалуй, больше всего недопонимания. Одни видят в нем архаичную и довольно непонятную систему фехтования, другие — чуть ли не ходячую медитацию. И те, и другие и правы, и не правы одновременно.

Исторически роль предшественника иайдо, иайдзюцу, в обучении самурая сводилась к двум основным идеям: во-первых, дать ему возможность заниматься с настоящим мечом (синкэн) без опаски нанести непоправимые увечья своему партнеру или, хуже того, учителю, и во-вторых, привить ему навыки действий в тех ситуациях, когда необходимо неожиданно атаковать или защищаться, не имея возможности заранее извлечь меч из ножен. Таким образом, иайдзюцу было вспомогательной дисциплиной по отношению к кэндзюцу — собственно искусству фехтования на мечах.

 

Однако в современных условиях владение мечом потеряло своё прикладное значение (если, конечно, не принимать всерьез сюжет многочисленных «Горцев») и стало уделом сравнительно небольшой армии поклонников этого архаичного времяпрепровождения. Среди них есть те, кто делает упор на изучение практичных способов эффективного извлечения меча из ножен (они обычно предпочитают называть то, чем занимаются, иайдзюцу или баттодзюцу), другие же предпочитают видеть в нем путь к самосовершенствованию через изучение возможностей своего тела, и меч для них играет лишь роль инструмента на этом пути. Иайдо само по себе предоставляет возможность и для того, и для другого, и каждый занимающийся может сам решить, что является для него самым важным.

Само слово «иайдо» появилось сравнительно недавно, в 30-х годах 20-го века и было популяризовано знаменитым мастером фехтования Накаяма Хакудо. Исторически же искусство быстрого извлечения меча называлось по-разному, преимущественно с использованием идеограмм бацу/нуку — «бацу/нуку» («извлекать») и то/катана — «то/катана» или кэн/цуруги — «кэн/цуруги» (оба означают «меч»). Даже сам Накаяма сначала использовал запись «батто» («извлечение меча») с указанием, что это следует читать «иай».


Накаяма Хакудо

Идеографический анализ не помогает для понимания слова «иайдо» (иайдо). Помимо иероглифа до — «до» («путь») в него входят и — «иру» («быть») и ай — «ай» («соединять», часто также переводится как «гармония»), что вместе, вроде бы, дает «путь обретения (или нахождения в) гармонии». Но на самом деле, согласно одному из мастеров иайдо, Ямамото Харусукэ, два первых иероглифа взяты из выражения «цунэ-ни итэ кю-ни авасу» («итэ» — форма глагола «иру», а «авасу»— глагол, образованный от «ай»), что можно перевести как «где бы ты ни был, должен всегда [быть готов] мгновенно реагировать».

История

Как самостоятельное, независимое от кэндзюцу искусство иай сложилось благодаря Хаясидзаки Сигэнобу, жившему в конце периода междоусобных войн Сэнгоку дзидай и начале мирного периода Токугава. Созданные им техники быстрого выхватывания меча оказались настолько популярны, что многие приходили к нему учиться и его по праву называют основоположником иайдо.

Один из стилей, который восходит к Хаясидзаки, хотя и дополнялся новыми разделами, долгое время просуществовал в провинции Тоса (нынешняя префектура Коти) на острове Сикоку, но в начале 20-го века стал известен и за ее пределами. Оэ Масамити и Накаяма Хакудо, мастера двух ветвей Тоса иай и основоположники стилей Мусо дзикидэн эйсин-рю и Мусо синдэн-рю в их современном виде, смогли сохранить интерес к иайдо, когда вся Япония переориентировалась на европейские ценности.

После Второй мировой войны была создана Всеяпонская федерация кэндо, и ее руководство решило, что ее членам имеет смысл изучать технику и механику владения настоящим мечом, а не только безопасной (а потому легкой и маневренной) имитацией, используемой в полноконтактном кэндо. Однако выбрать для этого один стиль или установить стандарты, общие для всех индивидуальных стилей, оказалось невозможным, и было принято решение создать специальный набор техник, отвечающий всем поставленным задачам. Для работы над ним были приглашены выдающиеся мастера своего времени, в первую очередь из Мусо синдэн-рю и Мусо дзикидэн эйсин-рю, многие из которых были учениками Оэ и Накаяма. Созданный ими набор, известный как Дзэн Нихон кэндо рэнмэй иайдо (иайдо Всеяпонской федерации кэндо), или, неофициально, как сэйтэй иайдо (стандартное иайдо), был впервые представлен в 1969-ом году и скоро стал самым распространенным стилем. Прошедший через два больших изменения в 1977-ом и 2001-ом годах и множество мелких чуть ли не каждый год, он и представляет собой технику, изучаемую в клубе «Эйсинкай».

Однако и традиционные стили (корю) не пропали бесследно, и сэйтэй иайдо многими рассматривается как лишь первый шаг на пути к их изучению. В России наиболее распространенным стилем благодаря усилиям Идэ Кацухико-сэнсэя является Мусо синдэн-рю. В клубе «Эйсинкай» изучается Мусо дзикидэн эйсин-рю, однако к его изучению допускаются только более опытные ученики, в достаточной степени освоившие сэйтэй иайдо.

Техника

Основу иайдо составляют техники извлечения меча, поэтому все ката (формы) начинаются с мечом в ножнах и представляют собой предустановленные последовательности действий в разных ситуациях. Первым движением почти всегда является извлечение меча, которое переходит либо в режущий удар одной рукой (нукицукэ), либо в парирование (укэнагаси), если это необходимо. За ним следует один или несколько (в зависимости от числа противников в заданной ситуации) режущих или колющих ударов, а завершается ката ритуальным «стряхиванием крови» с клинка (тибури, или тибуруй) и возвратом меча в ножны (ното). В некоторых формах встречаются и более специфические приемы, например, удар рукоятью или поддержка клинка рукой для эффективного укола на близком расстоянии. В корю арсенал технических приемов еще обширнее, но большинство сложных техник вводятся на более высоких уровнях.

      
Нукицукэ в исполнении Идэ Кацухико-сэнсэя и кириотоси в исполнении Иноуэ Кацухико-сэнсэя

 

В сэйтэй иайдо скорость не является определяющим фактором, поэтому интерпретация ката редко включает ситуации, где важно быстро выхватить меч. Наоборот, всячески подчеркивается точность движений (особенно углов удара и точек остановки меча), а также понятие дзё-ха-кю, которое обозначает постепенное нарастание скорости каждого удара. Даже если ката выполняется на высокой скорости, такое ускорение должно сохраняться.

Набор Дзэн Нихон кэндо рэнмэй иайдо состоит из следующих ката:

1 (иппонмэ) Маэ («вперед»)
2 (нихонмэ) Усиро («назад»)
3 (санбонмэ) Укэнагаси («парирование»)
4 (ёнхонмэ) Цукаатэ («удар рукоятью»)
5 (гохонмэ) Кэсагири («диагональный рез»)
6 (роппонмэ) Моротэдзуки («укол обеими руками»)
7 (нанахонмэ) Санпогири («рез в трех направлениях»)
8 (хатихонмэ) Ганмэнъатэ («удар в лицо»)
9 (кюхонмэ) Соэтэдзуки («укол с поддержкой рукой»)
10 (дзюпонмэ) Сихогири («рез в четырех направлениях»)
11 (дзюиппонмэ) Согири («все резы»)
12 (дзюнихонмэ) Нукиути («внезапный удар»)

Обучение

Процесс обучения иайдо практически полностью сводится к изучению ката. На начальном этапе обучение концентрируется на освоении базовых движений (кихон): нукицукэ, вертикальный удар (кириотоси, или кириороси), разные виды тибури и ното, а также их комбинации и исполнение в движении. Практически одновременно начинают изучать и первую ката Маэ, которая не только содержит в себе все основные элементы, но и помогает задействовать нужные группы мышц, не оставляя возможности для проявления многих ошибок. По мере изучения новых форм фокус постепенно переносится с кихон на ката, а базовые движения продолжают отрабатываться в составе форм.

      
Тибури в исполнении Осита Масакадзу-сэнсэя и ното в исполнении Это Эйко-сэнсэя

В иайдо практически нет (если не считать малоизвестных разделов в корю) парных форм и совсем нет свободного спарринга наподобие рандори в дзюдо или дзигэйко в кэндо. Без тренировок с реальным партнером довольно трудно освоить такие существенные принципы как хёси (выбор времени для действия), маай (дистанция) и сэн (инициатива), поэтому активно поощряются занятия кэндо или изучение парных кэндо-но ката, а также занятия дзёдо Всеяпонской федерации кэндо.

Аттестации и соревнования

Всеяпонская федерация кэндо приняла систему градации (данъи), основанную на рангах высшей (дан) и низшей (кю) серий, аналогичных рангам в других японских искусствах (не только боевых). Одинаковая система из 8-ми данов и специальных преподавательских лицензий (сёго) используется в кэндо, иайдо и дзёдо, но в каждом из этих искусств ранг требуется получать независимо.

В Российской федерации кендо, иаидо и дзёдо формальные аттестации проводится начиная с 4-го (низшего) кю. Во время аттестации требуется выполнить 5 ката (на 4-й кю — 3) на выбор либо сдающего, либо экзаменационной комиссии и при этом уложиться в отведенные 6 минут (такое ограничение вводится только для аттестации на дан). Эти требования практически одинаковы для кандидатов на все уровни, однако степень владения техникой, необходимая для успешной сдачи экзамена, разумеется, возрастает. Кроме того, начиная с первого дана, от кандидатов требуются письменные ответы на вопросы, призванные проверить понимание кандидатом исторических, теоретических или философских вопросов иайдо.

Успешно пройдя аттестацию на кю, занимающийся иайдо может сдавать экзамен на следующий, а после первого (высшего) кю — на первый дан и так далее, но между аттестациями должно пройти определенное время. По мере возрастания уровня, время ожидания между аттестациями также возрастает. По достижении шестого дана можно сдавать аттестацию на титул рэнси, первый из трех преподавательских титулов. Здесь помимо технических аспектов требуется продемонстрировать и педагогические способности. 8-й дан ханси — это наивысший уровень в данъи и сёго, которого можно достичь в настоящее время.

Еще один способ проверить своё владение техникой иайдо, особенно в стрессовых условиях,— это соревнования. Соревнования в иайдо построены в виде энги, т. е. в каждом матче двое «соперников» одновременно исполняют требуемый набор ката (как на аттестации), а три судьи оценивают их уровень владения техникой, поднимая в конце матча флажок со стороны победителя. Определенные грубые ошибки, например, перерасход времени, выход за границы площадки (если она предусмотрена правилами) или исполнение неправильной ката, караются однозначным поражением.


Общий вид площадки соревнований по иайдо

Чемпионаты по иайдо давно стали регулярными событиями в Японии, США и Европе. На 8-м Чемпионате Европы впервые была представлена и команда России. В самой России пока проводятся только региональные и межрегиональные соревнования: «Встречи на Вадковском» и турнир памяти Н. П. Яковлева в Москве, «Кубок Сибири» в Новосибирске.

Необходимое снаряжение

Занятия иайдо требуют довольно больших финансовых затрат, которые в первую очередь идут на покупку снаряжения, и выбирать его следует очень тщательно, потому что хорошее снаряжение будет служить дольше. Для первых тренировок допускается любая свободная одежда, но для серьезных занятий настоятельно рекомендуется приобретать специальную одежду: куртку уваги или кэндоги, широкие штаны хакама и широкий и длинный пояс оби. Сразу также потребуется тренировочный меч. Хотя получить первые навыки иайдо можно и при помощи деревянного меча (боккэн), рекомендуется по мере возможности обзавестись специальным мечом, иайто, или могито, который сделан из немагнитного сплава и не может быть заточен.

 В Казани Иайдо практикует не большое количество адептов. Но это не говорит об отсутствии популярности. Просто мы не допускаем к занятиям кого попало. Это очень важно, т.к. только по-настоящему понимающий прок, способен постич глубину и пользу данного вида боевого искусства.

Будьте здоровы и тренируйтесь ежедневно!

С уважением,

инструктор команды

Рустам Хузяшев